Музей Цыганской Культуры
Загрузка

Традиции и культура цыган

Предки цыган, вышедшие из Индии, не владели землей и недвижимым имуществом, поэтому они кочевали, то есть переезжали с места на место. В некоторых странах и сейчас цыгане постоянно перемещаются и не имеют постоянного места жительства. Европейские народы, среди которых оказались цыгане в результате многовековых путешествий, жили оседло и не принимали кочевья. Быт цыган не был похож на их собственный, казался им чуждым. А между тем в традиционных занятиях и устройстве быта цыган нет ничего удивительного или загадочного: они следуют из самого кочевого образа жизни. Кочевье предполагает чередование переездов и остановок во временном лагере, который принято называть «табором».

Само это слово тюркского происхождения, и обозначало оно военный лагерь с обозом. Впоследствии это название перенеслось и на цыганские караваны, часто так называют и отдельную цыганскую общину, и компактное цыганское поселение.

В очерке современного писателя Ю.О. Домбровского «Цыганы шумною толпой…» описан цыганский табор начала ХХ века: …по шляху движется и гремит что-то до крайности невероятное — такое, чего я никогда не видел: плывут узкие крытые фургоны с верхом из непробиваемого дождем, как жесть, серого брезента; телеги с ситцевыми навесами, и на блекло-розовых ситцах этих цветут невероятные мануфактурные розы — по полпуда в каждом кочане; затем телеги без навесов, но и с них стекают те же розы, венки, ленты, целые связки, ливни их. Потом показывается крытая бричка совсем барского вида, с лаковыми крыльями, фонарями, рессорами. Но лак уж растрескался, фонари побиты, окно в бричке поднято и видна покачивающаяся сизая молчаливая борода да тусклая металлическая серьга сбоку. По сторонам всего этого ступают люди — сначала высокие, черные, загорелые мужчины в картузах, блестящих сапогах и красных рубахах под пояс. В руках кнуты. За мужчинами идут, раскачиваясь, покуривая, сплевывая и переговариваясь, женщины.

Что же необходимо человеку, если у него нет дома? В первую очередь — транспорт. В старые времена это лошади, а в современных условиях — машина. Где жить людям, у которых нет постоянного дома? Необходимо жилище, которое легко собирать и разбирать. Кроме того, оно не должно быть тяжелым, чтобы лошадь могла его увезти. У цыган такими домами были шатер (или палатка, или кибитка), а в современных условиях — автофургон или трейлер, как у цыган Франции или Швеции. Как приготовить пищу в полевых условиях? Конечно, на костре. Для этого нужны котлы, которые можно подвесить над огнем, а для чая — самовар (см. илл. 24). Питаться придется в том числе и «подножным кормом».

Понятно, что в повозку не влезет много мебели и утвари. Значит, придется обходиться минимумом вещей, спать на земле или в повозке. Кроме того, придется научиться легко расставаться с вещами и не обрастать имуществом. Какие же ценности можно сохранить или, как теперь говорят, куда вложить средства?

Например, можно носить золотые украшения или нашить монеты на платок. Чтобы прокормиться, кочевой народ должен выбирать занятия, подходящие к его образу жизни. Прекрасно сочетается с перемещениями торговля — ведь можно возить разные товары из одной местности в другую и продавать их. И действительно, торговля до сих пор остается излюбленным занятием многих цыган. Если основное средство перемещения — лошадь и от лошадей во многом зависит благополучие семьи, то и основные «профессии» тоже будут связаны с лошадьми. Как известно, цыгане издавна занимались лошадничеством, то есть разводили лошадей, торговали и менялись ими. Лошадям необходима упряжь, подковы — значит, нужны шорники и кузнецы. Кузнечные изделия можно продавать или обменивать у оседлых жителей, можно чинить металлическую посуду, лудить котлы, кастрюли, тазы.

Заметим, что кузнечное ремесло или лужение идеально подходят именно для кочевников: они приезжают, работают, а когда работа кончается (то есть когда все котлы и кастрюли починены и все лошади подкованы), они уезжают. Тот же самый принцип относится и к занятиям, которые не связаны с производством, — гаданием, выступлениями с животными, танцами и музыкой. Невозможно в течение долгого времени выступать в одном и том же месте — это надоедает публике, представления перестают пользоваться успехом. Большинство ученых согласны с тем, что гадание, выступления с песнями и танцами, а также то, что мы назвали бы цирковыми представлениями (дрессировка животных), — это занятия, которые цыгане сохранили с глубокой древности, так как их предки относились к касте придворных фокусников и музыкантов. Однако змеи, которых заклинают индийские факиры, в Европе не водились, поэтому в недалеком прошлом их заменили другие животные — медведи.

Пожалуй, из всех традиционных цыганских промыслов самым одиозным и неприемлемым в глазах окружающего населения считается гадание. Неудивительно, что в Европе цыган стали обвинять в черной магии: ведь обычному человеку трудно понять, как, не обладая колдовскими знаниями, можно приручить дикого зверя или узнать будущее по картам и по руке. Однако нужно понимать, что в древней Индии и гадание, и попрошайничество, и  выступления с дрессированными животными были органичной частью жизни предков современных цыган и не осуждались обществом

Говоря о занятиях цыган, нельзя не упомянуть о музыке и танцах. В каждой стране сложилась особая цыганская музыкальная традиция. Мировую известность имеет искусство испанских цыган: канте-хондо (буквально «глубокое пение») — особый вокальный стиль и фламенко — особый стиль танца. Они сложились в Андалусии — провинции на юге Испании — и вобрали в себя разные традиции. Восхищаясь искусством кантаоров — исполнителей канте-хондо, — испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка писал: «Ни одна испанская не сравнится с цыганской сегидильей поэтическим величием, и редко, крайне редко человеческий дух творил с такой стихийностью».

Из других цыганских музыкальных традиций широко известно искусство румынских и молдавских цыган, исполняющих так называемую лэутарскую музыку. «Лэутар» — распространенное в Молдавии и Румынии название народного музыканта, обычно скрипача. Оно происходит от наименования древнего щипкового инструмента «лэута». Лэутары создали свой музыкальный стиль, а цыгане, которые перенимали культуру тех народов, среди которых оказывались, заимствовали манеру румынских музыкантов и внесли в исполнение свои особенности. Музыкальное искусство русских цыган тоже знаменито (см. илл. 20—21). Начало своеобразной моде на цыганское творчество, из которой потом выросла музыкальная традиция российских цыган, положил граф А.Г. Орлов- Чесменский. Он завел в 1774 году первый в России цыганский хор. Участники хора были крепостными, но незадолго до войны 1812 года им дали вольную. Первым руководителем хора, или, как тогда говорили, хореводом, стал Иван Трофимович Соколов, а впоследствии его заменил племянник, Илья Осипович Соколов.

Песни

Современные песни

Любопытно, что хоровые цыгане участвовали в войне 1812 года, а также жертвовали солидные денежные суммы на нужды армии. Каким был репертуар цыганских хоров в России? Цыгане исполняли русские песни, но пели их по-своему, внося в исполнение особую выразительность и, как бы мы сейчас сказали, «цыганский колорит». Нам известны имена первых звезд соколовского хора. В первую очередь, это знаменитая Стеша (Степанида Солдатова). Родилась она в 1787 году, пела с детства. Тембр ее голоса был необыкновенным, а диапазон очень большим. Известно, что, услышав итальянскую певицу Терезу Маджолетти, Стеша почувствовала необходимость учиться пению и при содействии «одного богатого любителя и знатока музыки» развила свои выдающиеся вокальные способности, занимаясь с педагогом итальянской школы. После смерти своего благодетеля, которого Стеша преданно любила, она помогала его семье и содержала несколько бедных цыганских семей. Известно, что о пении Стеши был наслышан Наполеон, который, будучи в пылающей Москве в 1812 году, посылал за ней, но певица в это время находилась в Ярославле, где выступала для беженцев и солдат.

В современной истории имеется значительное количество представителей цыганского народа, которые достигли больших успехов в различных профессиях. Многие из них получили всемирную известность.

При подготовке текстовых материалов использована информация из книг: О. Абраменко, С.Кулаевой «История и культура цыган», Н. Деметер, Н.Бессонов, В. Кутенков «История цыган новый взгляд»