Музей Цыганской Культуры
Загрузка

История цыганского народа

Долгое время происхождение цыган оставалось загадкой. Необычная внешность, странные одежды, кочевой образ жизни, непонятный язык цыган заставляли европейцев строить самые фантастические предположения о родине этого удивительного народа. Одной из распространенных версий происхождения цыган была «египетская». Опасаясь преследований, цыгане выдавали себя за паломников, давших обет папе римскому, и называли себя «князьями Малого Египта», то есть территории Ближнего Востока (региона Сирии, Ливана и Кипра).

Это представление отразилось в названиях цыган в разных языках. Так, от слова «Египет» произошли английское gypsy ‘цыган’ (от Egyptian ‘eгиптянин’), испанское gitano ‘цыган’ (от *egiptano ‘египтянин’), венгерское farao népek ‘цыгане’ (буквально ‘фараонов народ’). Во многих языках, в том числе в русском, название цыган происходит от греческого слова atsinganos, которое  обозначало представителей особой религиозной общины в некоторых областях Византии в раннем средневековье. Видимо, это название было перенесено на цыган по сходству образа жизни и занятий. Однако сами цыгане называют себя «ромá». Каково же происхождение самоназвания цыган «ромá»? Ответ на этот вопрос подводит нас к проблеме цыганской прародины. Пролить свет на происхождение цыганского народа помогли ученые-языковеды. В середине XVIII века венгр Иштван Вайя заметил, что язык индийских студентов, которые учились вместе с ним в Лейденском университете, поразительно напоминает язык венгерских цыган. В XIX веке в основательных трудах лингвистов А. Потта и Ф. Миклошича это сходство было доказано. Таким образом, стало совершенно ясно, что предки современных цыган происходят из Индии.

Долгое время происхождение цыган оставалось загадкой. Необычная внешность, странные одежды, кочевой образ жизни, непонятный язык цыган заставляли европейцев строить самые фантастические предположения о родине этого удивительного народа. Одной из распространенных версий происхождения цыган была «египетская». Опасаясь преследований, цыгане выдавали себя за паломников, давших обет папе римскому, и называли себя «князьями Малого Египта», то есть территории Ближнего Востока (региона Сирии, Ливана и Кипра).

Это представление отразилось в названиях цыган в разных языках. Так, от слова «Египет» произошли английское gypsy ‘цыган’ (от Egyptian ‘eгиптянин’), испанское gitano ‘цыган’ (от *egiptano ‘египтянин’), венгерское farao népek ‘цыгане’ (буквально ‘фараонов народ’). Во многих языках, в том числе в русском, название цыган происходит от греческого слова atsinganos, которое  обозначало представителей особой религиозной общины в некоторых областях Византии в раннем средневековье. Видимо, это название было перенесено на цыган по сходству образа жизни и занятий. Однако сами цыгане называют себя «ромá». Каково же происхождение самоназвания цыган «ромá»? Ответ на этот вопрос подводит нас к проблеме цыганской прародины. Пролить свет на происхождение цыганского народа помогли ученые-языковеды. В середине XVIII века венгр Иштван Вайя заметил, что язык индийских студентов, которые учились вместе с ним в Лейденском университете, поразительно напоминает язык венгерских цыган. В XIX веке в основательных трудах лингвистов А. Потта и Ф. Миклошича это сходство было доказано. Таким образом, стало совершенно ясно, что предки современных цыган происходят из Индии.

Как известно, Америка была открыта Христофором Колумбом, когда он искал путь в Индию. Именно поэтому коренных жителей Америки до сих пор называют «индейцы» — из-за ошибки Колумба. К американским аборигенам цыгане отношения не имеют.  Зато индийцы, которые живут в Индии, родственны цыганам и по языку, и по происхождению. Как известно, древнее индийское общество состояло из каст — групп людей, которые вели одинаковый образ жизни, владели определенными профессиями и не смешивались с представителями других каст. Одни ученые предполагают, что предки цыган принадлежали к отдельной касте фокусников и музыкантов, другие же думают, что около тысячи лет тому назад из Индии вышли люди, принадлежавшие к нескольким кастам, — это были и кузнецы, и ремесленники, и музыканты, и торговцы. В Индии до сих пор очень много племенных групп, похожих на современных цыган. Некоторые из них традиционно занимаются цирковым искусством — это акробаты, фокусники, которые с детства обучаются этому ремеслу. Есть группы, профессионально занимающиеся музыкой, а также бродячие ремесленники — кузнецы, корзинщики и т.д. (см. илл. 1—5). В мире насчитывается много цыганских субэтнических групп. Они говорят на разных диалектах цыганского языка, различаются и по одежде, и по образу жизни, и по религии, и по основным занятиям. В этом нет ничего удивительного: уходя все дальше и дальше от своей индийской родины, цыгане менялись, приспосабливаясь к жизни среди других народов, перенимали у них и религию, и какие-то культурные особенности. Удивительно другое: несмотря на сложную судьбу, многовековые гонения, непонимание со стороны других народов, цыганский народ не растворился среди соседей, а сохранил и антропологический тип (то есть типичную внешность), и язык, и известную культурную общность.

В нашей стране можно встретить представителей разных цыганских субэтнических групп, которые пришли в Россию разными путями. Дело в том, что, попав на Балканский полуостров в XIII–XIV веках, цыгане мигрировали в разных направлениях. Одна группа двинулась на восток, в придунайские области. Оттуда, из Молдавии и Валахии, они проникли в Украину и в южные области России (ученые датируют их миграцию XV– XVII веками). Потомки этих цыган сейчас образуют группы, называемые «сэрвы» и «влахи» (см. илл. 15). Другая часть цыган отправилась в страны Западной Европы, а в северные и центральные районы России эти люди пришли гораздо позже — в XVIII веке. Таково происхождение русских цыган (русска рома), литовских и латышских цыган. Все они — потомки немецких цыган, двинувшихся из Германии через Польшу на восток (см. илл. 16—19). Наконец, во второй половине XIX века из Австро-Венгрии, объединявшей тогда Австрию, Венгрию, Румынию и Закарпатскую Украину, в Россию мигрировали кэлдэрари (котляры) и ловари. Именно традиционный костюм кэлдэрарей (яркие длинные юбки, монеты, вплетенные в косы у женщин, широкие кожаные пояса у мужчин) стал своеобразным «эталоном» представления о цыганах многих восточноевропейцев (см. илл. 14). Кроме того, уже в наше время в Россию переселились некоторые семьи так называемых «молдаван» — молдавских цыган, которые утратили цыганский язык и перешли на молдавский. Их можно встретить, например, в некоторых районах Ленинградской области.

В целом , распределение цыган по странам мира выглядит следующим образом :

США: 1 млн
Бразилия: 678 тыс.
Испания: 650 тыс.
Румыния: 621 573
Болгария: 353 тыс.
Аргентина: 300 тыс.
Россия: 220 тыс. (перепись 2010)
Албания: от 1300 до 120 тыс.
Сербия: 108 тыс.
Канада: 80 тыс.
Словакия: 65 тыс.
Босния и Герцеговина: 60 тыс.
Украина: 47 587 (перепись 2001)
Молдавия: 12 271 (перепись 2004)
Белоруссия: 7079 (перепись 2009)
Франция: 20 тыс.
Хорватия: от 9463 до 14 000 (Перепись 2001)
Латвия: 6678

Цыгане имееют свой флаг и гимн. Цыганский гимн — один из двух общенациональных символов цыганского народа, наряду с цыганским флагом. Принят 8 апреля 1971 года на первом Всемирном конгрессе цыган. Написан на основе народной песни «Джелем, джелем». Автор слов — Жарко Йованович.

Особенностью гимна является отсутствие чётко установленной мелодии, каждый исполнитель аранжирует народный мотив по-своему. Также существует и несколько вариантов текста, у которых в точности совпадают только первый куплет и припев. Все варианты признаются цыганами.

Слова(на цыганском языке)Русский перевод

Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,
Маладилэм бахталэ ромэнса,
Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,
Маладилэм бахталэ ромэнса.
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Ай, ромалэ, катар тумэн авэн
Лэ церенса бахталэ дромэнса
Ви манса су бари фамилия
Мудардала э кали легия.
Авэн манса са лумниякэ рома,
Кай путайлэ лэ романэ дрома,
Акэ вряма — ушти ром акана
Амэ сутаса мишто кай кэраса.
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Ай, ромалэ, ай, чавалэ!

Ехал я, ехал долгими дорогами,
Я встречал счастливых цыган.
Ехал я, ехал долгими дорогами,
Я встречал счастливых цыган.
Ай, цыгане, ай, ребята.
Ай, цыгане, ай, ребята.
Цыгане, откуда вы едете
С шатрами по счастливым дорогам?
Прежде была и у меня большая семья,
Да убили её Чёрные Легионы
Идёмте со мною, цыгане мира,
Открыты цыганские дороги!
Время пришло цыганам подняться,
Высоко мы поднимемся, если будем действовать.
Ай, цыгане, ай, ребята.
Ай, цыгане, ай, ребята.
Цыганский гимн — Цыганский гимн —

Цыганский флаг , так же принят 8 апреля 1971 года на первом Всемирном конгрессе цыган . Флаг разделён на два поля — синее (верх) и зелёное (низ), символизирующие небо и землю соответственно. В центре флага находится красная дхармачакра (колесо дхармы), символизирующая индоарийское происхождение цыганского народа (аналогичная дхармачакра имеется на флаге Индии).

Среди цыган распространено также мистическое толкование элементов флага. Зелёное поле интерпретируется как область материального, практического, синее поле — как область духовного, а колесо дхармы — как жизнь цыгана. Взаимное расположение элементов означает, что цыган всю свою жизнь находится в пути, физически или духовно, а также что он не должен забывать ни о земных делах, ни о душе. Красный цвет колеса — цвет крови, пролитой цыганами в борьбе с нацизмом во время Второй мировой войны, а также крови жертв геноцида, крови, о которой цыган никогда не должен забывать.

Вклад цыганского народа в историю России

Вопреки распространённым стереотипам , представители цыганского народа сделали не мало полезного для нашей родины. В частности заслуживает особого внимания вклад цыган в победу над фашисткой Германией в ходе Великой Отечественной войны.
Известно, что 11 цыган были удостоены высшей воинской награды – звания Героя Советского Союза.
Цыгане помогали достижению победы не только на полях сражений, но и в тылу. Труппа цыганского театра «Ромэн» практически всю войну провела в концертных поездках. Артисты выступали и на передовой, поднимая боевой дух красноармейцев, и в городах, зарабатывая деньги на нужды фронта. К началу 1944 года коллектив театра «Ромэн» перечислил в действующую армию почти 500 тысяч рублей.
При этом известны случаи, когда цыгане шли на фронт добровольцами, несмотря на бронь. Сохранилась история о матросе Тимофее Прокофьеве, воевавшем в морской пехоте Черноморского флота. Прокофьев был освобожден от призыва на фронт, так как работал на водном транспорте. Однако, когда в апреле 1942 года погиб его младший брат Василий, Тимофей, несмотря на бронь, попросился на фронт добровольцем. Не сразу, но его просьбу удовлетворили. Впоследствии он был удостоен высшей воинской награды, звания Героя Советского Союза.
У московских цыган есть хорошая традиция. Каждый год 8 апреля, в Международный день цыган, они приходят к Москва-реке почтить память соплеменников, отдавших свою жизнь за освобождение родины в годы Великой Отечественной войны, опуская в реку живые цветы. По некоторым оценкам, та война унесла жизни более 200 тысяч советских цыган.

При подготовке текстовых материалов использована информация из книг: О. Абраменко, С.Кулаевой «История и культура цыган», Н. Деметер, Н.Бессонов, В. Кутенков «История цыган новый взгляд» и сайта russian7.ru